Махатма Ганди был сначала адвокатом
Среди мировых лидеров, по мнению Путина, после смерти Махатмы Ганди нет никого, с кем можно было бы говорить на языке «демократии чистой воды».
На вопрос журналиста Der Spiegel Владимиру Путину, считает ли он себя «демократом чистой воды», в июне 2007 года Президент РФ ответил: «Являюсь ли я демократом чистой воды? Конечно, я абсолютный и чистый демократ. Но вы знаете, в чем беда? Даже не беда, трагедия настоящая. В том, что я такой один, других таких в мире просто нет. Посмотрим, что творится в Северной Америке — ужас один: пытки, бездомные, Гуантанамо, содержание под стражей без суда и следствия. Посмотрите, что происходит в Европе: жестокое обращение с демонстрантами, применение резиновых пуль, слезоточивого газа то в одной столице, то в другой, убийства демонстрантов на улицах. Я про постсоветское пространство вообще уже не говорю. Была одна надежда на ребят с Украины, но и те просто полностью себя дискредитировали, там дело идет просто к сплошной тирании. Полное нарушение конституции, всех законов и так далее. После смерти Махатмы Ганди поговорить не с кем».
Сегодня, на фоне очередного оживления взаимоотношений между Россией и Индией, не лишним будет вспомнить о жизни и убеждениях человека, которого его соотечественники прозвали Махатмой, что означает – Великая душа, и который начинал своё служение народу в качестве адвоката.
(Махатма) Мохандас Карамчанд Ганди появился на свет 2 октября 1869 года в гуджаратском княжестве Порбандар в семье министра. Отец Мохандаса являлся министром в ряде княжеств полуострова Катхиявар. В семье Ганди строго соблюдались обычаи индуистской религии, и это оказало большое влияние на формирование его мировоззрения. Мальчиком он без особых успехов учился в местной средней школе, но затем он уезжает сначала в высшую школу в Раджкот, и позже – в Англию.
В 1891 он заканчивает своё юридическое образование в Англии, и до 1893 года Ганди занимался адвокатской практикой в Бомбее. В период с 1893 по 1914 годы он служил юрисконсультом гуджаратской торговой фирмы в Южной Африке.
Там Ганди возглавлял борьбу против расовой дискриминации и притеснения индийцев, организуя мирные демонстрации, и составляя петиции на имя правительства. В результате активных и грамотных в правовом отношении действий Ганди, южноафриканским индийцам удалось добиться отмены некоторых дискриминационных законов.
Именно в Южной Африке Ганди и выработал тактику так называемого ненасильственного сопротивления, названную им сатьяграхой. Во время англо-бурской (1899—1902) и англо-зулусской (1906) войн Ганди занимается созданием санитарных отрядов из индийцев для помощи англичанам. При этом он признавался, что считал справедливой борьбу буров и зулусов, а свои действия он рассматривал как доказательство лояльности индийцев к британской империи, что, по мнению Ганди, должно было убедить англичан предоставить Индии самоуправление. Как раз в этот период Ганди познакомился с трудами Льва Николаевича Толстого, идеи которого оказали на него большое влияние, и которого Ганди считал своим учителем и духовным наставником.
Вернувшись на родину в январе 1915 года, Ганди сближается с партией Индийский национальный конгресс и вскоре становится одним из ведущих лидеров национально-освободительного движения Индии, идейным руководителем конгресса. После Первой мировой войны 1914—18 в Индии, в результате резкого обострения противоречий между индийским народом и колонизаторами и под воздействием революции в России, началось массовое антиимпериалистическое движение. Ганди понимал, что, без опоры на массы, нельзя добиться для родной страны от колонизаторов ни независимости, ни самоуправления, ни каких-либо других уступок.
Ганди и его последователи ездили по Индии, выступали на многолюдных митингах с призывами к борьбе против английского господства, но эту борьбу Ганди ограничивал исключительно ненасильственными формами, осуждая всякое насилие со стороны революционного народа. Ганди осуждал и классовую борьбу, проповедуя разрешение социальных конфликтов путём арбитража, исходя из принципа опеки.
Эта позиция Ганди совпала с интересами индийской буржуазии, и партия Индийский национальный конгресс поддержала данную позицию полностью. В период с 1919 по 1947 год Национальный конгресс под руководством Ганди превратился в массовую национальную антиимпериалистическую организацию, пользовавшуюся поддержкой народа. Ганди вовлекал народные массы в национально-освободительное движение является, что явилось его главной заслугой, а также источником его огромной популярности в народе, прозвавшем Ганди Махатмой (Великой душой).
Ганди был приверженцем патриархальных отношений, которые он считал идеальными, и проповедовал исключительность исторического развития Индии. Он ратовал за возрождение крестьянской общины, деревенского ремесла, кустарной промышленности на основе повсеместного введения ручного прядения и ткачества, в чём видел не только средство ликвидации безработицы и облегчения положения трудящихся, но также и возможность освободить экономику Индии от иностранной зависимости.
Ганди был непримиримым противником всех проявлений английской политики «разделяй и властвуй», а также разжигания индусско-мусульманской розни, сохранения каст «неприкасаемых» и др. В годы подъёма национально-освободительного движения в Индии (в период с 1919 до 1922 года) Ганди возглавил кампанию ненасильственного несотрудничества с английскими властями. В феврале 1922 руководством Национального конгресса, по предложению Ганди, была прекращена эта кампания ввиду насильственных мер жителей местечка Чаури-Чаура по отношению к английским полицейским, применившим оружие против участников демонстрации. После этого массовое народно-освободительное движение в Индии пошло на спад, и в 1923-1928 годах Ганди сосредоточил свою политическую деятельность на агитации за возрождение ручного прядения и ткачества и за ликвидацию института «неприкасаемых».
Во время нового подъёма антиимпериалистического движения (в период 1929-1933г) Ганди руководил кампанией гражданского неповиновения, направленной против правительственной соляной монополии. В 1931 году Ганди пошёл на компромисс и заключил соглашение с вице-королём Ирвином, по которому Национальный конгресс сворачивал эту кампанию. По договорённости Ганди соглашался представлять конгресс на конференции «круглого стола», а вице-король обязался освободить арестованных конгрессистов и пойти на некоторые уступки индийской буржуазии.
В сентябре 1934 Ганди заявляет о выходе из Национального конгресса, но фактически он оставался лидером Национального конгресса до своей конца жизни.
Ганди неоднократно был арестован и сидел в тюрьмах, в заключении и на свободе не раз объявлял голодовки - с целью достижения единства индусов с мусульманами, в знак протеста против института «неприкасаемых» и так далее. Голодовки Махатмы Ганди вызывали большое возбуждение в рядах его последователей, среди народа и иногда заставляли правительство идти на уступки.
В 1942 году, во время Второй мировой войны, когда английское правительство отказалось сформировать национальное индийское правительство, и в связи с ростом антиимпериалистических настроений Ганди выдвинул в отношении английских колонизаторов лозунг: «Вон из Индии!», мотивируя это тем, что только независимая Индия сможет оказать сопротивление японским агрессорам. В обстановке подъёма массового антиколониального движения в период с 1946 по 1947 год, приведшего в 1947 году к завоеванию Индией независимости, Ганди осуждал революционные выступления масс (в том числе и восстание индийских моряков в феврале 1946 года). В это же время Ганди выступает против братоубийственных кровопролитных столкновений между индусами и мусульманами, начавшихся в связи с подготовкой и осуществлением раздела Индии на два государства - Индию и Пакистан, и выступает с призывом к единению индусов и мусульман.
30 января 1948 Ганди весь день работал над проектом конституции, который надо было представить конгрессу. При прохождении на вечернюю молитву, он был убит тремя выстрелами членом индусской шовинистической организации. Умирая, Махатма Ганди жестом успел показать, что прощает своего убийцу.
Ольга Мотева © МОО "Правовая защита"
Адвокаты «Правовой защиты» готовы оказать вам правовую поддержку. Если Вам нужна юридическая помощь, звоните нам по телефонам: (964) 722-88-40.