Как скоро состоится Восьмой Вселенский Собор, и что может стать предметами обсуждения на нём
Разговоры по поводу Восьмого Вселенского ведутся уже не первый год. Собор при этом нередко именуют и «антихристовым» и «волчьим». Ещё летом 2010 года Вселенский Патриарх Варфоломей и Московский Патриарх Кирилл договаривались на встрече друг с другом, что к декабрю того же года все согласования для проведения Вселенского Собора будут решены, а на следующий год уже ничто не помешает его проведения. Однако, ничего из предполагаемого в намеченный период не произошло, а в апреле 2011 года глава Константинопольской Церкви созвал региональную встречу средиземноморских патриархов. Он попытался данную встречу наделить исключительным статусом, ссылаясь на то, что в православной традиции Собор предстоятелей пяти древнейших церквей, именуемых пентархами, обладает особыми, чрезвычайными полномочиями. При этом поводом для встречи на высшем церковном уровне, проходившей на Фанаре в начале сентября 2011 года были названы «задержки с проведением» Восьмого Вселенского Собора.
(Для справки: Вселенские соборы собрания преимущественно епископата христианской Церкви в её вселенской полноте, на которых обсуждаются вопросы и выносятся решения доктринального (догматического), церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера.)
(Ещё для справки: Вселенская Православная Церковь признаёт Семь Вселенских Соборов. Есть ещё соборы, признаваемые Католической Церковью, также разбойничьи соборы, а также признаваемые некоторыми православными боглсловами. Подробнее о Соборах читать можно здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%F1%E5%EB%E5%ED%F1%EA%E8%E5_%F1%EE%E1%EE%F0%FB).
Что стало предметом обсуждения на фанарском Соборе пентархов подробно не сообщалось. Но частично в открытый доступ было кое-что выложено, а именно на сайте Вселенского Патриарха были опубликованы «Коммюнике заседания предстоятелей древних православных патриархатов и Кипрской Церкви» и «Послание собора предстоятелей древнейших православных патриархатов и Кипрской Церкви».
Из опубликованных документов «собора петрархов» следует, что большая часть решений этого собрания касалась следующих тем:
необходимости углубления и укрепления «постоянного межхристианского и межрелигиозного диалога с двумя другими монотеистическими религиями (мусульманством и иудаизмом)», согласно постановлениям Третьего Предсоборного Всеправославного Совещания 1986 года;
взаимодействия с представительством православных церквей при Евросоюзе по различным проблемным вопросам;
подготовки так называемой «экологической» встречи религиозных лидеров Средиземноморья для реализации усилий по защите природной окружающей среды и в «достижение мирного сосуществования и сотрудничества религий данного региона»;
недопустимости нарушений границ юрисдикций между православными церквями (таковое явление уже имело место);
обсуждения внутрирегиональных хозяйственных и организационных вопросов.
Относительно проведения Вселенского Собора было сказано, что нужно ускорить процесс его подготовки для созыва в ближайшем будущем, что корнем препятствий к созыву Собора является необходимость достижения единогласия в принятии решений, а также, что ради созыва Вселенского Собора, правило, требующее соборности решений, должно быть отменено на Соборе Патриархов автокефальных церквей и заменено правилом простого демократического большинства.
Митрополитом Иларионом (Алфеевым) были даны комментарии по решениям собора пентархов, в которых он указал на завуалированные претензии к Московскому Патриархату, содержащиеся внутри некоторых формулировок, а также на то, что они являются беспочвенными. Также им было отмечено, что реальных препятствий для проведения Восьмого Вселенского Собора не существует, но есть, как говорится, одно «но».
При созыве первоиерархов, Патриарх Варфоломей дал список тем, выносимых на общеправославное обсуждение и утверждение.
1. Православная диаспора. Определение юрисдикции православных объединений за пределами национальных границ.
2. Процедура признания статуса церковной автокефалии.
3. Процедура признания статуса церковной автономии.
4. Диптих. Правила взаимного канонического признания Православных Церквей.
5. Установление общего календаря праздников.
6. Правила и препятствия для совершения Таинства брака.
7. Вопрос поста в современном мире.
8. Связь с другими христианскими конфессиями.
9. Экуменическое движение.
10. Вклад православия в утверждение христианских идеалов мира, братства и свободы.
Об этих темах председатель Отдела внешнецерковных сношений Русской Православной Церкви Московского Патриархата митрополит Иларион сделал уточнение. По восьми из десяти тем разногласия преодолены и позиции по этим вопросам согласованы, а вот есть две темы, по которым позиции не вполне согласованы. Это касается вопросов о предоставлении автокефалии и диптихов. Московская Патриархия считает, что Собор можно провести по тем восьми темам, которые уже согласованы, а по оставшимся двум темам, по которым ещё не существует согласия, можно принять решение - оставить их на послесоборный период. Официальная позиция РПЦ МП заключается в том, что её иерархи вполне готовы «принимать участие в Соборе по восьми согласованным темам при условии, что будет проработан протокол Собора, повестка дня, будет определена его конфигурация, состав делегаций от поместных Православных Церквей, потому что все эти вопросы требуют обсуждения, поскольку в межправославном предсоборном процессе они ещё никак не обсуждались».
Дату проведения Собора уже можно сравнить с регулярно объявляемым и не ступающим «концом света». Во всяком случае, несколько таковых «практически утверждённых» дат проведения Собора православные благополучно пережили, а воз и ныне там.
Вам нужен адвокат? Наши адвокаты квалифицированно помогут Вам, представляя Ваши интересы в суде. Звоните по телефонам: (495)691-38-72, (495)787-75-07, (495) 782-76-77.
Мотева Ольга © МОО «Правовая защита»