Дорис Лойтхард стала третьей дамой, возглавившей Швейцарию в 2010 году, и при этом страна впервые получила столь молодого президента. В Швейцарии президента избирают на один год. Её приход в федеральный Совет был необычайно лёгким и простым, как отметили многие – она стала первым политиком, выбранным в Федеральный Совет «без психодрамы». Сама она данный факт связывает не без юмора с тем, что просто появилась там в хороший момент, когда пора было выбирать ещё одну женщину в правительство, а коллеги-мужчины побоялись принять на себя имидж «убийцы» женщин и пропустили её.
Яркая женщина, являющаяся страстным политиком, закончила юридический факультет Цюрихского университета. Её специализацией было патентное право, обучение она продолжала в Париже и Калгари, а по возвращении в Швейцарию начала адвокатскую карьеру и стала партнёром в одной из юридических фирм. С 2006 года Лойтхард работает в Федеральном Совете в качестве министра экономики, при этом она состоит в Христианско-Демократической партии, являясь на протяжении некоторого периода и её председателем.
Огромное влияние на формирование взглядов и убеждений оказали родители Дорис. Её отец профессионально занимался политикой, и в выходной день, посвящая свой досуг семье, разворачивал дома настоящие интеллектуальные битвы. Дорис вспоминает, как, к примеру, происходило обсуждение темы прав женщин, которая в дальнейшем переросла принципиальную линию её борьбы за равные права женщин. Отец тогда выступал против отпуска для матерей по уходу за ребёнком, так как считал, что женщина вообще должна постоянно быть дома, вести хозяйство и воспитывать детей. Отец при этом был ярым приверженцем католической церкви, не переносил критики Папы и религии вообще. Дорис отмечает, что мама была ей гораздо ближе своей открытостью и критической позицией по отношению к церкви, запрещавшей контрацепцию и жизнь в свободном союзе.
При этом Дорис искренне восхищалась тому, на сколько её отец верен своей христианско-демократической линии, как преданно он отстаивал социальную справедливость и защищал права рабочих. Ей импонировало то, что он никогда не интриговал, не провоцировал других и старался не поранить их своими высказываниями. Жил он довольно скромно, но был очень щедр и делал пожертвования. В качестве своего идеала Дорис выбрала честное и искреннее поведение своего отца, которое, на её взгляд, и является единственным способом завоевать доверие и чего-то добиться в политике.
Когда она оказалась в Федеральном Дворце в должности министра экономики, журналисты задали ей вопрос, верит ли она и теперь, что с такими убеждениями можно заниматься политикой, она ответила, что продолжает так считать: «Дела нельзя продвинуть иначе, как отказавшись от интриг, недоговорок, манипуляций и пренебрежения правилами коллегиальности. Эти принципы моего отца и стали моими собственными. Я хочу всегда смотреть на себя в зеркало без угрызений совести».
Но в некоторых аспектах, Дорис так и осталась на позициях, которыми для её отца казались неприемлемыми. Так заветы о законном браке отца, оказались ею серьёзно нарушены, ведь она довольно долгое время прожила в незарегистрированном союзе. Со своим партнёром Роландом Хаузином , который по профессии является физиком-ядерщиком, она поддерживала отношения на протяжении 20 лет, и вышла замуж за него в конце 1999 года.
Пребывая на посту министра, Дорис Лойтхард значительное внимание уделяла развитию двусторонних отношений между Швейцарией и Россией. Она указывала на существующие проблемы с коррупцией и высоко оценивала меры российского правительства по борьбе с коррупцией. Швейцарская сторона видела в этом хорошие предпосылки для улучшения инвестклимата. На все ситуации в бизнесе между российской и швейцарской сторонами, требующие специальных расследований, правительство Швейцарии реагировало с пониманием. Дорис Лойтхард указывала на то, что больших препон для инвесторов, а также для государственных инвестиционных фондов нет, а действия независимых регулирующих органов, контролирующих, к примеру, банковские транзакции, слияния и поглощения, а также соблюдение законодательства на фондовом рынке, являются необходимыми и оправданными. Во время визита Лойтхард в Россию, был подписан план действий, согласно которому было определено дальнейшее сотрудничество между двумя странами в сферах энергоэффективности, фармацевтики, машиностроения, аэрокосмической промышленности, нанотехнологий.
Указывая на то, что в Швейцарии нет природных ресурсов и значительных субсидий, министр Лойтхард отмечала, что страна при этом имеет благоприятный для экономики климат с хорошей налоговой системой, которая является важным элементом инвестиционной привлекательности. Роль швейцарских трейдеров ею также была оценена по достоинству, сильные компании, которые располагают уникальными системами логистики и предлагают высококвалифицированные места, по её мнению очень важны для страны. Их успех Лойтхард связывает и с тем, что в Швейцарии можно найти все знания и кадры для сектора экономики, включающего в себя банковские услуги, страховые услуги, транспорт.
Вхождение в шенгенскую зону в Швейцарии было воспринято не всеми однозначно. Являясь сторонником интеграции страны в европейское сообщество, Лойтхард отмечала, что дискуссии были преодолены референдумом, на котором большинство населения страны согласилось с вхождением страны в шенгенскую зону. Вступая в должность президента страны, Лойтхард называла своей принципиальной позицией возвращение Швейцарии её прежнего имиджа и восстановление и усиление взаимоотношений со странами, которые исторически были союзниками Конфедерации.
Был в числе прочего проведён в ноябре 2009 года в Швейцарии и референдум о запрете на строительство минаретов в стране, что, по мнению многих, осложнило некоторым образом политические отношения со многими арабскими странами, зато придало стабильности внутри самой страны. Будучи католичкой, Дорис Лойтхард с большой симпатией отзывается о жителях стран, где исповедуют буддизм, говоря о том, что европейцам стоит обратить внимание на то, как буддисты придают не столь большое значение материальным благам.
В числе женщин с адвокатским прошлым, оказавшихся в руководстве государством, и сан-маринский политик Антонелла Муларони. Окончив в 1986 году юридический факультет Болонского университета, она год была политическим секретарём министра финансов, бюджета и экономического планирования, а затем до 1991 года - директором Управления по связям с гражданами Сан-Марино, живущими за рубежом. В тот же период времени она была и заместителем Постоянного представителя Сан-Марино в Совете Европы.
В 1991-2001 годах Антонелла Муларони работает в качестве адвоката и нотариуса, будучи при этом избранной депутатом Большого Генерального совета (парламента), где в составе специальной комиссии разрабатывала новый Уголовно-процессуальный кодекс. С 2201 по 2008 год Муларони работает и в качестве члена Европейского суда по правам человека в Страсбурге.
В ноябре 2208 года, в результате победы правоцентристов на парламентских выборах, Антонелла Муларони вновь получает депутатский мандат, и её назначают государственным секретарём по иностранным и политическим делам, телекоммуникациям и транспорту. Она находилась на этом посту до декабря 2012 года. В 2013 году вместе с Денисом Амичи Муларони становится капитаном-регентом Сан-Марино.
В стране-анклаве, которая считается старейшей республикой в мире (она существует с 301 года нашей эры), капитаны-регенты являются коллективными главами государства и правительства Сан-Марино. Они избираются по двое на полгода парламентом (Большим Генеральным советом) по образцу консулов Римской Республики.
Сан-Марино является уникальной парламентской республикой, расположившейся на северо-востоке Апеннинского полуострова. По выражению одного из завоевателей времён папских захватнических оккупаций Сан-Марино «этой республикой можно подавиться, словно гвоздём». Даже Наполеон признал традиции независимости и в 1797 году заявил, что Сан-Марино следует сохранить как пример свободы. Позднее он предложил расширить её территорию, присоединив к ней соседние итальянские области, на что действующий капитан-регент заявил: «Нам чужого не надо. Республика довольствуется своей бедной честностью».
Население Сан-Марино не превышает 30 000 человек. С 1956 года страна является свободной экономической зоной с очень низким уровнем налогообложения, где 60% от всех доходов страны составляют доходы от туризма, но его превышает оборот продажи кожаных и меховых изделий, а также алкогольных напитков. Ведущими отраслями экономики являются –банковское дело, электронная промышленность и виноделие.
Сан-Марино, взаимодействуя с Италией, неуклонно отстаивает свои позиции нейтралитета и независимости. В июне 2012 года Антонеллой Муларони и итальянским министром иностранных дел Италии Джулио Терц иди Cант'Агата был подписан долгожданный протокол для обмена налоговой информацией. Переговоры в отношении текста протокола велись с 2002 по 2209 год. Позиция правительства Сан-Марино выражалась в том, чтобы работать над снижением уклонения от итальянских налогов на своей территории, в результате чего был выбран путь международной диалоговой прозрачности и сотрудничества. Правительство изменило внутренние нормы для того, чтобы гарантировать прозрачность внутри экономической системы и пошло на заключение многочисленных двусторонних соглашений об обмене налоговой информацией с другими странами.
Республика ещё в 1999 году вступила в Европейский валютный союз, с 2002 года приняла евро. Она состоит в таможенном союзе с Италией и использует выгоды членства в Европейском Союзе, видимо, имея своей конечной целью стать полноправным членом ЕС.
На посту госсекретаря по иностранным и политическим делам Антонелла Муларони заявила: «Сан-Марино намерена возобновить диалог с ЕС, для Сан-Марино может открыться новая перспектива развития». Предшественник Муларони, госсекретарь Столфи направлял письмо о вступлении в ЕС, не поставив об этом в известность Большой Совет. Муларони по этому поводу заметила: «Нас не собираются принимать в члены Евросоюза. Единственная возможность – вступить в европейское экономическое пространство», но при этом она указала на наличие «политической воли сделать республику частью союза 27 стран».
Угроза поглощения веками нависала над этой маленькой, но гордой страной, и потому дискуссии на тему вступления Сан-Марино в ЕС здесь остры и болезненны. Такие страны как Лихтенштейн, Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино свой суверенитет поддерживают специфическим экономическим законодательством, который никак не впишется в законы Евросоюза. Поэтому поиски взаимодействия с ЕС будут, вероятно, продолжаться ещё достаточно долго.
(продолжение следует)
Ольга Мотева © МОО "Правовая защита"
Возникли проблемы юридического характера? Высококлассные адвокаты "Правовой защиты" помогут Вам защитить Ваши права в судах всех инстанций. Ждем Ваших звонков по телефонам: (495) 787-75-07, (495) 691-38-72, (495) 782-76-77.